fon.jpg

Утилизация шпал

УТИЛИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ШПАЛ

   Безопасность пасажиро- и грузоперевозок, требует содержания ж/д путей (так называемого «путевого хозяйства») в рабочем состоянии. Это означает периодический ремонт (с заменой выработавших свой срок элементов). всех составляющих этого самого хозяйства. Среди прочего наиболее часто при ремонте ж/д полотна под демонтаж и замену попадают именно шпалы.

 

 

ООО «Чистота» принимает на утилизацию шпалы – в том числе деревянные и железобетонные.

gd.png

ВИДЫ ШПАЛ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ (ПО ФККО)

        В общем случае железнодорожные шпалы могут выпускаться из достаточно различных материалов. Однако в в нашей стране наибольшее распространение получили::

  • - Деревянные шпалы – изготавливаются из древесины различных пород (дуб, красный клён, хвойные породы и т. п.) с дополнительной пропиткой антисептиком (для предупреждения гниения). В качестве антисептика чаще всего используют креозот или специализированные антисептики – Элемсепт, ЖКТ.
    Технологический ресурс службы деревянных шпал варьируется от 7 до 40 лет – в зависимости от используемой при производстве древесины и рабочих нагрузок в процессе эксплуатации.

  • - Железобетонные шпалы – изготавливаются как и все ЖБИ из металлоарматуры и бетона. Хотя считается что срок службы таких шпал практически не ограничен, однако при регулярных – в том числе, вибро- и ударных, – нагрузках высок риск так называемого усталостного крошения бетона. Что в конечном счёте приводит к их (шпал) выходу из строя.

        Существуют так же стальные и достаточно инновационные пластиковые шпалы. Однако они не получили широкого применения для ж/д транспорта в России.

Классификация отработанных ж/д шпал по ФККО

         Естественно, что когда становится вопрос об утилизации шпал, демонтированных в следствии их износа или планового ремонта путевого хозяйства, то производить всё необходимо в строгом соответствии с законодательными нормами, регулирующими обращение с так называемыми «опасными отходами».

        Это позволит Вам избежать проблем с природоохранными и контролирующими органами.

Таблица 1 «Коды и классы опасного отхода для железнодорожных шпал по ФККО»

НАИМЕНОВАНИЕ ОПАСНОГО ОТХОДА
КОД ОПАСНОГО ОТХОДА ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ КЛАССИФИКАЦИОННОМУ КАТАЛОГУ ОТХОДОВ
КЛАСС ОПАСНОСТИ
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ
ЦЕНА

ОТХОДЫ ПРИ ДЕМОНТАЖЕ, РЕМОНТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА (8 40 000 00 00 0)

312
Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные
8 41 000 01 51 3
3
тонна
по запросу
395
Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные
8 41 111 11 51 4
4
тонна
по запросу
396
Шпалы железнодорожные железобетонные отработанные
8 41 211 11 52 4
4
тонна
по запросу

*При приёме отработанных шпал на утилизацию.

ОСОБЕННОСТИ УТИЛИЗАЦИИ ДЕРЕВЯННЫХ ШПАЛ

         Для отработанных деревянных шпал основным источником проблем, возникающих при их утилизации является именно антисептическая пропитка древесины. Т.к. именно входящие в их состав достаточно ядовитые химические соединения как раз и являются основными факторами загрязнений окружающей среды.

        Так, если кратко рассматривать состав 3-х наиболее известных на данных момент антисептиков, применяемых для пропитки шпал:

  • - Креозот: самый распространённый на данный момент у нас антисептик – ядовитая жидкость, добываемая из угля (посредством дистилляции дегтя). Содержит опасные фенольные эфиры и сам фенол.

  • - Элемсепт: являясь бессолевой разновидностью антисептика, содержит концентрированные оксиды хрома, мышьяка, меди.

  • - ЖТК: термоконденсационная жидкость, являющаяся одним из продуктов нефтепроизводства.

       

Соответственно, при утилизации деревянных шпал простым сжиганием токсичные продукты горения этих химических соединений будут попадать в воздух. И могут оказать негативное воздействие на дыхательные процессы человека и животных; привести к загрязнению окружающей среды.

        Для уменьшения наносимого экологии вреда утилизацию деревянных шпал рекомендовано проводить одним из ниже перечисленных способов:

  1. - Газификация – метод увеличивает степень обезвреживания ТБО. При этом методе шпалы, предварительно высушенные до требуемой влажности, подвергается термическому (при температуре 1100-1400 °С) разложения при недостатке кислорода. При этом выделяющиеся в процессе сжигания летучие (вредные ) вещества переводятся в газообразное состояние.

  2. - Пиролиз – утилизация под воздействием высоких температур без доступа воздуха. Существенно снижает выброс вредных веществ в атмосферу.

  3. - Переработка – обезвреживание токсичных веществ (в том числе из антисептической пропитки) и последующая переработка получаемых отходов древесины – например в древесный уголь.

shpala01.png

ОСОБЕННОСТИ УТИЛИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛ

        Утилизация железобетонных шпал может вестись следующими основными способами:

  1. - Захоронение (например, на нашем полигоне ТБО).

  2. - Рециклинг (переработка).

        Переработка любых ЖБИ как правило подразумевает их дробление и разделение на фракции, содержащие собственно бетон (бетонный щебень) и металлическую арматуру.

        Полученные в результате такой переработки материалы могут быть использованы (и используются!) в качестве вторсырья:

  • - металл арматуры отправляется на переплавку в качестве металлолома,

  • - бетонный щебень используется в качестве как строительного материала — при строительстве дорог, например. Заливке малонагруженных фундаментов и т.п.

        Естественно, что утилизация железобетонных шпал путем их переработки во вторсырье наиболее экономически выгодна. Но она тоже требует специализированного оборудования.

shpala02.png

СДАТЬ НА УТИЛИЗАЦИЮ ШПАЛЫ

        ООО «Чистота» обладает всеми необходимыми техническими мощностями и соответствующими лицензиями, позволяющими нам профессионально утилизировать отходы – в том числе железнодорожные шпалы.

       Поэтому если у вас возникла необходимость сдать на утилизацию шпалы, выработавшие свой эксплуатационный ресурс, то просто свяжитесь с нашими менеджерами!

        Услуга доступна организациям любой формы собственности.

uic.png